Open menu

Тверской Росреестр: как разрешить земельный спор с соседями

В связи с большим количеством поступающих от граждан вопросов, связанных с нарушениями земельного законодательства, начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Тверской области Александр Милушкин даёт рекомендации, которые подскажут владельцам земельных участков, как действовать в случае возникновения земельных споров с соседями, а также как в целом можно обезопасить себя от нарушителей земельного законодательства.


В какой ситуации можно обратиться с жалобой на соседа по земельному участку?

- Если ваш сосед перенёс забор и в результате незаконно занял часть вашего земельного участка. В таком случае можно обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Тверской области или в один из 10 его территориальных  отделов (учитывая место расположения земельного участка). Также с заявлением можно обратиться в
орган муниципального земельного контроля.

 

Способы подачи обращения в региональное Управление Росреестра могут быть разными: вы вправе обратиться письменно по адресу: 170100, г.Тверь, Свободный пер., д. 2, в электронном виде через сайт Росреестра или на личном приёме. В обращении необходимо указать адрес и кадастровый номер земельного участка и информацию о переносе забора или факте самозахвата части принадлежащей вам территории. В заявлении также надо указать, что такие действия привели к нарушению ваших имущественных прав.


При каких условиях можно обращаться с жалобой на соседа?


Для того, чтобы защитить себя от противоправных действий соседа, вы должны быть правообладетелем земельного участка, границы которого он нарушил. Для этого ваши права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или подтверждаться правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав).


Для проведения регистрации прав на земельный участок он должен быть поставлен на кадастровый учёт. Возможен также вариант, когда ваши права являются ранее возникшими, т.е. вы получили участок в собственность или пользование до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», т.е. до 31.01.1998, и у вас есть документ, подтверждающий этот факт. В таком случае по вашему заявлению в ЕГРН будут внесены сведения о принадлежащем вам участке как о раннее учтённом и зарегистрировано на него ваше ранее возникшее право.


Заявление и соответствующие документы для проведения кадастрового учёта, регистрации прав на недвижимость, в том числе в отношении ранее учтённого участка, необходимо направить в Управление Росреестра по Тверской области. При этом для одновременного проведения кадастрового учёта и регистрации прав достаточно предоставить одно заявление. Документы на проведение этих процедур можно направить в электронном виде, заполнив специальные
формы на сайте Росреестра. Документы можно также подать при личном обращении в офисы МФЦ. Кроме того, Росреестр обеспечивает экстерриториальный принцип оказания услуг. Это означает, что, если принадлежащий вам участок расположен не в регионе вашего проживания, вам не надо никуда ехать, чтобы поставить его на кадастровый учёт или оформить в собственность. Оформить его можно по месту вашего жительства.

 

Кроме того, прежде, чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено межевание) вашего и соседского земельного участка по правилам, предусмотренным законом: определены ли координаты характерных точек границ земельных участков. Если границы вашего участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру.

 

Какая ответственность предусмотрена за незаконное занятие земельного участка?

На основании вашего заявления государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия и в случае подтверждения нарушения выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении.


За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей. В случае если кадастровая стоимость участка не определена, то размер административного штрафа составит от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

В январе-марте 2019 года на территории Тверской области выявлено более 150 нарушений земельного законодательства, выразившихся в самовольном занятии земельного участка. Доля таких нарушений составила 67,4%, от общего количества выявленных специалистами Управления нарушений требований земельного законодательства.


Если сосед не реагирует на предписания инспекторов земельного надзора?

Предписание выдается сроком не более чем 6 месяцев, но этот срок может быть продлён, если нарушитель принимает меры по устранению нарушения, и он может это документально подтвердить. После истечения срока, установленного в предписании, инспекторы проверяют, устранено самовольное занятие земельного участка или нет. Если нарушитель не принимает никаких мер, будет выдано ещё одно предписание и составлен протокол об административном правонарушении.

 

Почему рекомендуется регистрировать земельные участки и проводить их межевание?

В соответствии с законодательством кадастровый учёт и регистрация прав носят заявительный характер. Это означает, что закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости, а проведение этих процедур возможно только по желанию их владельцев.

 

При этом, если вы являетесь владельцем земельного участка и хотите им распоряжаться (например, продать, подарить или передать по наследству), вам необходимо поставить участок на кадастровый учёт и зарегистрировать на него права собственности. Поэтому Росреестр рекомендует гражданам оформлять участки в соответствии с законодательством. Росреестр также рекомендует правообладателям участков, не имеющих точных границ, рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ (межевания). Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит вас от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами власти.

 

 

Тверской Росреестр продолжает работу по снятию грифа «ДСП» с документов государственного фонда данных

 

       Согласно статистике Управления Росреестра по Тверской области в 1 квартале 2019 года пометка «Для служебного пользования» снята с 560 единиц хранения документов, находящихся в государственном фонде данных (ГФД).

 

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учёта, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Документы ГФД используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Информация, содержащаяся в ГФД, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесённой законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. В настоящее время государственный фонд данных Тверской области составляет 373 тыс. единиц хранения.

 

Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Тверской области Елена Воробьёва: «В настоящее время пометка «ДСП» снята с документов ГФД, изготовленных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Тверскими филиалом ФГУП «Госземкадастрсьемка – ВИСХАГИ» и Тверским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием ЦентрНИИгипрозем. Гриф снят с наиболее востребованных документов ГФД, к которым относятся: материалы кадастрового зонирования районов Тверской области, дежурные кадастровые карты, землеустроительные дела и т.д. В дальнейшем подлежит снять пометку «ДСП» с документов ГФД, изготовленных иными организациями, в количестве 933 единицы хранения».

 

Региональное Управление Росреестра и его территориальные отделы оказывают государственную услугу по предоставлению документов государственного фонда данных на территории Тверской области. Плановая работа по снятию пометки «Для служебного пользования» с документов ГФД ведётся в Управлении с ноября 2016 года и направлена на  упрощение порядка получения таких документов, а также информации, содержащейся в них.

 

 

Жители Верхневолжья стали реже брать ипотеку и участвовать в долевом строительстве

 

23 мая на расширенном заседании коллегии Управления Росреестра по Тверской области подвели итоги работы за 1 квартал 2019 года, в том числе и в учётно-регистрационной сфере.


Как было озвучено в ходе мероприятия, в январе-марте 2019 года Управлением всего проведено 53,8 тыс. учётно-регистрационных действий, что на 5% больше, чем в 1 квартале 2018 года (51,2 тыс.). Из них по государственной регистрации прав - 39,9 тыс. (на 11,8% больше, чем за аналогичный период 2018 года), по государственному кадастровому учёту - 8,3 тыс. регдействий (что на треть меньше по сравнению с 1 кварталом прошлого года), по одновременному учёту и регистрации прав - 5,5 тыс. (в 1 квартале 2018 года - 2,8 тыс.).


Что касается видов регистрационных действий, то в январе-марте 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16% снизился показатель по регистрации ипотек жилых и нежилых объектов недвижимого имущества, а также земельных участков. В 1 квартале 2019 года число зарегистрированных ипотек составило 3,4 тыс. Аналогичная картина (снижение показателя) наблюдается и в регистрации договоров участия в долевом строительстве. За отчётный период Управлением зарегистрировано 792 таких договора, что на 15% меньше, чем за аналогичный период 2018 года (933 договора).


Кроме того, тверским Росреестром зафиксировано увеличение на 39% числа заявлений на предоставление государственных услуг ведомства, поступивших в Управление в электронном виде посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и официального сайта Росреестра. В 1 квартале 2019 года количество таких заявлений составило 9,2 тыс. (в 1 квартале 2018 года – 5,6 тыс.). Также на 11% вырос показатель приёма заявлений по экстерриториальному принципу (с 2,8 тыс. за январь-март 2018 года до 3,2 тыс. за аналогичный период 2019 года).


Отдельное внимание на заседании коллегии было уделено показателям по количеству приостановлений и отказов при государственном кадастровом учёте и регистрации прав, которые находятся на особом контроле у руководства Управления Росреестра по Тверской области. В 1 квартале 2019 года всего вынесено 4,2 тыс. решений о приостановлении государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта, а также 1,9 тыс. решений об отказе в учётно-регистрационных действиях.  В результате в 1 квартале 2019 года доля приостановлений по заявлениям о государственной регистрации прав в тверском регионе составила 3,8% (при целевом показателе 5,5%), по заявлениям о государственном кадастровом учёте - 14,9% (при целевом показателе 16%). Доля отказов доведена до 0,94% и 7,66% соответственно (при целевых показателях 0,95% и 8%).

 

Более 2,6 миллиона рублей взыскано в Тверском регионе с нарушителей земельного законодательства в 1 квартале 2019 года

Согласно статистике Управления Росреестра по Тверской области сумма взысканных штрафов за несоблюдение земельного законодательства выросла вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


В январе-марте 2019 года ведомство провело 246 проверок соблюдения земельного законодательства, что на 28% больше по сравнению с 1 кварталом 2018 года. В ходе проверок государственными земельными инспекторами выявлено 230 нарушений. Доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения, составила 93,5%.


Кроме того, в отчётном периоде инспекторами выдано 231 предписание об устранении выявленных нарушений. В ходе внеплановых проверок исполнения предписаний выявлено, что 161 нарушение устранено, в связи с неисполнением предписания составлено 50 протоколов по ч.ч. 25, 25 ст. 19.5 КоАП РФ. Доля нарушений, которые устранены или по которым приняты меры по устранению нарушений в установленный срок, составила 91,3%.


Начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Тверской области Александр Милушкин: "В своей работе государственные земельные инспекторы также используют введённую с 1 января 2015 года процедуру административного обследования земельных участков. Так, за январь-март 2019 года Управлением проведено 176 таких обследований (на четверть больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), из них с выявлением нарушений – 132.

Наиболее часто встречающимся в Тверском регионе нарушением по-прежнему является самовольное занятие земельного участка. Его доля от общего количества выявленных нарушений составляет 67,4%. Неиспользование земельного участка или его использование не по назначению встречаются на порядок реже и составляют 1,7% и 17,4% соответственно.

 

 

Как узаконить право собственности на жилой дом.

Новеллы законодательства

 

 

Управление Росреестра по Тверской области напоминает, что с 4 августа 2018 года вступил в силу новый порядок оформления права собственности на индивидуальные жилые и садовые дома. Для строительства жилых домов (объектов индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов) больше не требуется получение разрешения на строительство. Для жилых и садовых домов установлен единый порядок строительства (а также реконструкции), кадастрового учёта и регистрации прав.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Индивидуальный жилой дом может быть расположен на земельном участке для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), для ведения садоводства (к последним приравниваются земельные участки с видами разрешённого использования: «садовый земельный участок», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства»).

С 1 марта 2019 года в целях строительства или реконструкции индивидуального жилого или садового дома застройщик направляет в местную администрацию уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по форме, утверждённой Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома». К уведомлению прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (если данные документы не будут представлены, администрация самостоятельно запросит их в уполномоченных органах);

2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

3) описание внешнего облика жилого или садового дома в случае, если его строительство или реконструкция планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Описание не требуется, если строительство или реконструкция осуществляются в соответствии с типовым архитектурным решением для данного исторического поселения, о чём указывается в уведомлении.

Администрация в течение 7 рабочих дней (а если строительство или реконструкция планируются на территории исторического поселения, то в течение 20 рабочих дней) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных застройщиком параметров жилого или садового дома установленным параметрам и о допустимости размещения жилого или садового дома на земельном участке. В случае несоответствия указанных застройщиком параметров установленным параметрам или в случае недопустимости размещения такого объекта на земельном участке, администрация также направит соответствующее уведомление.

Получив от уполномоченного органа уведомление о соответствии, застройщик вправе приступить к строительству, на которое дается 10 лет. Следует отметить, что данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок.

После окончания строительства или реконструкции, не позднее чем через месяц, застройщик направляет в местную администрацию уведомление об окончании строительства или реконструкции по форме, которая также утверждена указанным выше приказом Минстроя России. К уведомлению прилагаются:

1) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление направляется представителем застройщика;

2) технический план индивидуального жилого или садового дома;

3) в случае, если земельный участок принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора – заключённое между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный жилой или садовый дом.

Также необходимо представить в администрацию сведения об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на построенный жилой или садовый дом. В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации её размер для граждан составляет 350 руб.

В течение 7 рабочих дней администрация проводит все необходимые проверки и направляет застройщику либо уведомление о соответствии построенного или реконструированного жилого или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо уведомление об их несоответствии  таким требованиям.

Начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Тверской области Елена Мухина: "В случае если объект соответствует установленным требованиям, администрация самостоятельно в течение вышеуказанного срока направит в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав, а также все необходимые документы. Поэтому гражданину не придётся обращаться за постановкой на кадастровый учёт и регистрацией права собственности на построенный индивидуальный жилой или садовый дом. В то же время гражданин вправе самостоятельно обратиться в орган регистрации прав, если администрация промедлит с подачей документов. В этом случае потребуется подать только заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав, а все остальные документы орган  регистрации прав запросит в администрации".