Итоги участия специалистов тверского Росреестра во Всероссийском правовом диктанте



13 декабря 2019 года - В III Всероссийском правовом диктанте, в задания которого впервые вошёл блок вопросов от Росреестра, приняли участие 12 специалистов Управления Росреестра по Тверской области.

Заместитель Министра экономического развития РФ - руководитель Росреестра Виктория Абрамченко:

- Сфера имущественных и земельных отношений затрагивает практически всех жителей нашей страны, поэтому наличие вопросов от нашей федеральной службы в правовом диктанте – это серьёзный шаг в проводимой Росреестром разъяснительной работе.

 

По итогам диктанта лучший результат показал ведущий специалист-эксперт Кимрского отдела регионального Управления Росреестра Андрей Кучумов. Он набрал 92 балла из 100 возможных. 86 баллов получили заместитель начальника Торжокского межмуниципального отдела Татьяна Захарова и главный специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости Дарья Шишулькина. Ещё трое специалистов Управления набрали по 80 баллов из 100. Средний балл по Управлению составил чуть меньше 80.

 

Всего в III Всероссийском правовом диктанте приняло участие более 1,9 тысяч сотрудников Росреестра и Федеральной кадастровой палаты Росреестра. Они показали высокий уровень юридических знаний - доля правильных ответов оказалась существенно выше, чем у населения в среднем и у юристов. Специалисты ведомства и кадастровой палаты практически безошибочно ответили на вопросы по всем отраслям - конституционное право, трудовое право, уголовное право, административное право и гражданское право, семейное и жилищное право, защита прав потребителей и предпринимательское право. Каждый участник юридического диктанта получил соответствующий сертификат, подтверждающий его правовую грамотность.

Напомним, торжественная церемония запуска диктанта состоялась 3 декабря 2019 г. в День юриста при участии заместителя Министра экономического развития РФ - руководителя Росреестра Виктории Абрамченко. Тогда же между Росреестром и Ассоциацией юристов России было подписано соглашение о сотрудничестве. 


Протестировать свою юридическую грамотность на сайте юрдиктант.рф мог любой желающий. За 60 минут участники должны были ответить на 40 вопросов.

 

Тверской Росреестр принял участие в общероссийском дне приёма граждан

 

В День Конституции Российской Федерации в центральном аппарате Росреестра и его территориальных органах состоялся общероссийский день приёма граждан.
Всего в этот день было задействовано более одной тысячи специалистов, принято порядка 2,5 тыс. обращений, в том числе посредством видеосвязи.

 

В Управлении Росреестра по Тверской области приём граждан осуществлялся руководством Управления и регионального филиала Федеральной кадастровой палаты. Всего на приём обратилось 49 заявителей, письменные обращения были приняты от 7 граждан, двое заявителей обратилось на приём посредством видеосвязи.

 

Большинство вопросов касались регистрации прав, постановки объектов недвижимости на кадастровый учёт и осуществления государственного земельного надзора. Обратившимся гражданам были даны разъяснения в соответствии с требованиями действующего законодательства в пределах компетенции Управления. Ниже мы публикуем ответы на вопросы, представляющие наибольший интерес.

 

- Как зарегистрировать право собственности на часть двухквартирного жилого дома (квартиры в нём) при его разделе?

 

Законодатель прямо запрещает осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении частей объекта индивидуального жилищного строительства или квартир в таких домах. В связи с данными обстоятельствами возможным решением может служить обращение в суд в целях признания двухквартирного жилого дома домом блокированной застройки. 


В силу положений п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершённого строительства, исключение составляют только помещения и машино-места. 

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает своё существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав. 

При разрешении вопроса о разделе двухквартирного дома необходимо одновременно разрешить вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на земельном участке, на котором расположено соответствующее здание, а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешённого использования такого земельного участка и предельными размерами таких земельных участков (вид разрешённого использования должен быть - «Под блокированную жилую застройку»).


Для того, чтобы осуществить раздел жилого дома на блоки жилого дома блокированной застройки может потребоваться его реконструкция, данный вопрос суд разрешает, принимая во внимание результаты судебной технической экспертизы. 


Учитывая вышеизложенное, постановка вновь образованных объектов недвижимости (блоков жилого дома блокированной застройки) возможна при предоставлении в орган регистрации прав заявления в установленной законом форме и технического плана, подготовленного на основании вступившего в законную силу решения суда. 

 

- Мне на праве собственности принадлежит земельный участок с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства». В настоящее время участок огорожен и на нём выращиваются сельскохозяйственные культуры. Является ли это неиспользованием земельного участка в соответствии с видом разрешённого использования?

- В соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков вид разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» включает в себя возможность размещения жилого дома, выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек. Таким образом, данный вид разрешённого использования допускает использование земельного участка для целей выращивания сельскохозяйственных культур.

 

- Необходимо ли осуществлять государственную регистрацию договора на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции на внешней стене здания (многоквартирного дома)? Если да, то какие документы необходимо представить для осуществления государственной регистрации?

 

- Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наём жилого помещения.

 

Государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости подлежат сделки, необходимость государственной регистрации которых прямо предусмотрена законом (например, договор аренды).

 

Необходимость государственной регистрации договора на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции действующим законодательством не предусмотрена. Вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией рекламной конструкции, регламентированы ч.5 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 «38-ФЗ «О рекламе».

 

 

 

 

 

Жители Верхневолжья экстерриториально чаще всего оформляют недвижимость в Московской и Новогородской областях

 

     Экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра – это возможность обращаться за государственной регистрацией прав и постановкой на государственный кадастровый учёт в офис приёма-выдачи документов независимо от места расположения объекта недвижимости.

 

Согласно статистике Управления Росреестра по Тверской области, в январе-ноябре 2019 года в тверском регионе подано более 2,2 тыс. заявлений на осуществление учётно-регистрационных действий по большинству субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, чаще всего жители Верхневолжья по экстерриториальному принципу оформляют недвижимость, расположенную в Московской, Новгородской областях, а также в Санкт-Петербурге и Москве.

Для оказания государственных услуг по постановке на кадастровый учёт 
и (или) регистрации прав по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте России. В Тверской области подать соответствующее заявление можно по адресу: г.Тверь, ул.Горького, 27.

 

Учётно-регистрационные действия по экстерриториальному принципу проводятся на основании  электронных документов, созданных органом регистрации по месту приёма от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также их соответствия требованиям закона.

 

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «В тверском регионе  экстерриториальный принцип оформления недвижимости действует без малого уже три года. За это время всего принято более 5 тыс. заявлений, причём более 2200 - только в этом году. Удобство получения государственной услуги в такой форме налицо:  экстерриториальный принцип сокращает как временные, так и финансовые затраты граждан».

 

Для справки.

Проведение регистрации по экстерриториальному принципу подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, заверенной государственным регистратором по месту приёма документов. Регистрационная надпись на документах проставляется государственным регистратором по месту приёма документов и содержит слова «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта», а также наименование соответствующего территориального органа Росреестра.

 

Вид виду рознь.

Земельные участки (территории) общего пользования – запрет единоличного обладания

 

        В Управление Росреестра по Тверской области обратилась организация с заявлением об изменении вида разрешённого использования нескольких принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с видом разрешённого использования «для жилищного строительства» на вид «земельные участки (территории) общего пользования». Организация обосновала такое изменение необходимостью обустройства на этих земельных участках инфраструктуры для построенных ею многоквартирных домов с придомовыми территориями, которые расположены на прилегающих земельных участках.

 

Управление отказало организации в изменении сведений Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешённого использования её земельных участков, поскольку планируемые к размещению объекты уличной сети и благоустройства по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей. Частное лицо не имеет права распоряжаться такими земельными участками.

 

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Земельные участки могут использоваться их владельцами только в соответствии с установленными для них целями использования. В земельном законодательстве Российской Федерации закреплено понятие вида разрешённого использования земельного участка, который определяет, каким образом может использоваться земельный участок, а также кто фактически вправе его использовать. Вид разрешённого использования «земельные участки (территории) общего пользования» позволяет размещать объекты улично-дорожной сети, велотранспортной и инженерной инфраструктуры, придорожные стоянки (парковки) в границах городских улиц и дорог, некапитальные сооружения, предназначенные для охраны транспортных средств, а также объекты благоустройства территории. Перечисленными объектами может пользоваться неограниченный круг лиц, и монополия в данном случае исключена. Кроме того, изменение вида разрешённого использования земельных участков общей площадью свыше 206 тысяч кв.м. привело бы к существенному снижению их кадастровой стоимости и, как следствие, уменьшению налоговой базы».

 

Правота принятого региональным Управлением Росреестра решения позднее была подтверждена судами всех инстанций, включая Верховный Суд Российской Федерации, куда обратилась организация, получив отказ тверского Росреестра. В решениях судебных органов чётко прослеживается позиция, говорящая о невозможности нахождения земельных участков (территорий) общего пользования в индивидуальной собственности.

 

Ко Дню Конституции страны дети сотрудников Росреестра нарисовали свою карту России

12 декабря 2019 года – Росреестром проведён всероссийский конкурс детского рисунка «Дети рисуют карту России», приуроченный ко Дню Конституции Российской Федерации и 100-летию образования государственной картографо-геодезической службы.

 

Участниками конкурса стали дети и внуки работников Росреестра, его территориальных органов и подведомственных учреждений. Конкурс проводился в трёх возрастных категориях: младшая группа –  дети до 7 лет, средняя – от 8 до 11 лет, старшая –  от 12 до 14 лет.

 

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко: «Конкурс «Дети рисуют карту России» – приуроченный ко Дню Конституции России уникальный творческий проект, в котором дети представляют своё особенное видение нашей страны во всём её величии и многообразии. Конкурс направлен на популяризацию среди молодого поколения знаний о России, о масштабах её территории на планете Земля. Важно, чтобы было верное представление о том, как Россия отображается и какое пространство занимает на карте мира, и что именно наши геодезисты и картографы отвечают за это направление».

 

Управление Росреестра по Тверской области в данном конкурсе представляли три участника: Новосёлова Лиза (11 лет), Потехина Наташа (6 лет) и Ермолаева Маша (5 лет). В работах ребята выразили своё представление о нашей необъятной стране, постарались в рисунках передать, что для них означают понятия «Россия» и «Родина».

 

Победители были определены среди 218 работ по итогам онлайн-голосования, в котором приняли участие более 3 500 человек. В список лучших, по мнению народного жюри, вошли ребята из Воронежской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 

Награждение победителей конкурса состоится в Росреестре в конце декабря 2019 года. В преддверии Нового года организаторы проведут для детей отдельные экскурсионные и праздничные мероприятия, лучшие творческие работы будут отмечены грамотами и подарками.

В тверском регионе востребованность услуг Росреестра выросла на 17,5%


    7 ноября состоялось расширенное заседание коллегии Управления Росреестра по Тверской области, посвящённое подведению итогов работы за 9 месяцев 2019 года, в том числе и в учётно-регистрационной сфере.

 

Всего за январь-сентябрь Управлением проведено 167,5 тыс. учётно-регистрационных действий, что на 17,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Из них по государственной регистрации прав – 128,2 тыс., государственному кадастровому учёту – 27,5 тыс., одновременной процедуре учёта и регистрации – 11,6 тыс. Оживление на рынке недвижимости прослеживается, в первую очередь, по направлению государственной регистрации прав. Данный показатель вырос на четверть по сравнению с прошлым годом. 

 

Кроме того, в тверском регионе наблюдается рост числа зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве: в январе-сентябре 2019 года их количество составило 3085, что на 12% больше по сравнению с прошлым годом. В свою очередь, на 10,5% снизилось число зарегистрированных ипотек (жилых, нежилых объектов и земельных участков) и составило 12,9 тыс.

 

С января 2017 года Росреестром реализована возможность проведения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта по экстерриториальному принципу. Всего за 9 месяцев текущего года в Управление из других регионов по экстерриториальному принципу поступило 7,2 тыс. заявлений, что на 8,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

 

На особом контроле у руководства Управления находятся показатели по количеству приостановлений и отказов при государственном кадастровом учёте и регистрации прав. В январе-сентябре 2019 года всего вынесено 11,5 тыс. решений о приостановлении государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта, а также 4,7 тыс. решений об отказе в учётно-регистрационных действиях.  В результате по итогам работы за 9 месяцев 2019 года в тверском регионе доля приостановлений по заявлениям о государственной регистрации прав составила 3,27% (при целевом показателе 5,5%), по заявлениям о государственном кадастровом учёте - 14,29% (при целевом показателе 16%). Доля отказов доведена до 0,84% и 7,23% соответственно (при целевых показателях 0,95% и 8%).

 

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Одной из главных задач, стоящих перед Управлением, является продолжение реализации мероприятий, направленных на снижение количества решений о приостановлении и об отказе в учётно-регистрационных действиях. Речь идёт проведении семинаров-совещаний, круглых столов, консультационных и рабочих встреч с кадастровыми инженерами, органами местного самоуправления и иными профессиональными участниками рынка недвижимости.  Кроме того, Управление планирует продолжить практику проведения обучающих мероприятий с участием представителей тверского ГАУ МФЦ в целях повышения качества приёма документов на оказание услуг Росреестра».

 

         

 

По результатам  деятельности тверского Росреестра за 9 месяцев 2019 года доходы бюджетов различных уровней пополнились почти на 260 миллионов рублей

 

По результатам деятельности Управления Росреестра по Тверской области за 9 месяцев 2019 года доходы бюджетов различных уровней пополнились на 259,4 млн рублей. Так, за счёт средств, полученных при оказании государственных услуг Росреестра, федеральный бюджет пополнился на 142,7 млн руб., что на 5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Такова сумма государственной пошлины за оказание государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и платы за предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

 

В тверском регионе с ноября 2017 года полномочиями по приёму и выдаче документов по государственным услугам Росреестра наделено ГАУ Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». При обращении физических и юридических лиц через офисы МФЦ 50% госпошлины (платы) за государственные услуги Росреестра перечисляется в региональный бюджет. В результате за 9 месяцев текущего года бюджет Тверской области пополнился на 111,5 млн рублей, что на 12% больше, чем в 2018 году (99,5 млн руб.).

 

Начальник финансово-экономического отдела Управления Росреестра по Тверской области Светлана Рубцова: «Большую часть этой суммы (111,2 млн рублей) составляет государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество, остальные средства – это плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Рост денежных поступлений в федеральный и региональный бюджеты вполне объясним и  напрямую связан с ростом числа учётно-регистрационных действий, осуществляемых Управлением в январе-сентябре 2019 года».

 

Помимо полномочий по администрированию доходов бюджета в результате поступлений государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и платы за предоставление сведений из ЕГРН, Управление Росреестра по Тверской области также наделено полномочиями по администрированию доходов бюджета в результате поступлений штрафов за нарушение земельного законодательства.

 

Так, по итогам работы за 9 месяцев 2019 года в местные бюджеты в виде штрафов за нарушение земельного законодательства поступило более 5,3 млн. руб., что на 26% больше, чем в 2018 году (4,2 млн рублей).

Тверской Росреестр констатирует увеличение активности органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля  

        Управление Росреестра по Тверской области в рамках своих полномочий взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных образований (ОМСУ) региона в целях улучшения качества и повышения эффективности осуществляемого ими муниципального земельного контроля. При подведении итогов работы по данному направлению за 9 месяцев 2019 года региональное Управление Росреестра констатирует увеличение активности ОМСУ по осуществлению муниципального земельного контроля в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

 

Так, за январь-сентябрь 2019 года в Управление на основании поступивших материалов муниципального земельного контроля возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении 189 лиц (в 2018-м – 162). По данным материалам привлечено к административной ответственности 172 лица (за аналогичный период 2018 года их число составило 136), наложено штрафных санкций на сумму более 1,5 млн рублей, что в полтора раза превышает показатели прошлого года.

 

С учётом ранее наложенных штрафов за 9 месяцев 2019 года всего в бюджеты муниципальных образований взыскано штрафов на сумму более 1,1 млн рублей. Отдельно стоит отметить результативную работу ОМСУ некоторых муниципальных образований. Среди них: комитеты по управлению имуществом г. Кимры, Кимрского района, Удомельского городского округа, г. Ржева и Пеновского района.

 

Увеличению показателей деятельности по муниципальному земельному контролю способствует разъяснительная работа, проводимая специалистами Управления с органами местного самоуправления. Кроме того, Управлением заключено 84 соглашения о взаимодействии с ОМСУ. Соглашения направлены на повышение эффективности и результативности исполнения государственных и муниципальных функций в сфере земельного надзора (контроля). Они определяют порядок взаимодействия, сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, а также регулируют порядок информационного обмена.