Open menu

Раздел жилого дома: закон и его применение

Недвижимое имущество в России может находиться как в собственности одного лица, так и принадлежать нескольким лицам на праве общей (совместной или долевой) собственности. Режим общей собственности характеризуется необходимостью учёта интересов всех сособственников. Если доли в общем имуществе определены, сособственники имеют право выделить их в натуре (разделить объект недвижимости), образовав новые самостоятельные объекты, переходящие в индивидуальную собственность каждого из них. Данные правила распространяются и на жилой дом, принадлежащий нескольким лицам.

Управление Росреестра по Тверской области информирует, что с вступлением в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» изменилась практика раздела жилых домов: закон запрещает осуществлять государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на помещения (в том числе квартиры) в индивидуальных жилых домах.

Теперь жилой дом не может быть разделён на жилые помещения (квартиры) без изменения его назначения (без преобразования в многоквартирный дом) и изменения вида разрешённого использования земельного участка под ним на вид, разрешающий размещение многоквартирного дома. Если такие жилые помещения (квартиры, комнаты) уже были поставлены на государственный кадастровый учёт и им присвоен кадастровый номер, то государственная регистрация прав на эти помещения невозможна.

Однако, указанное выше не означает невозможность реального раздела жилого дома между сособственниками. Исходя из положений Градостроительного кодекса РФ, жилые дома, которые имеет общую стену (общие стены) без проёмов с соседними жилыми домами, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, с количеством этажей не более чем три, и расположенные на отдельном земельном участке, являются жилыми домами блокированной застройки. Каждый жилой дом, имеющий общую стену с другим жилым домом, фактически является отдельным блоком жилого дома блокированной застройки и представляет собой самостоятельный объект недвижимости, который подлежит кадастровому учёту.

При разделе жилого дома необходимо учитывать вид разрешённого использования земельного участка, на котором он расположен, поскольку земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Кроме того, при разделе жилого дома особое внимание стоит обратить на техническую сторону вопроса. В случае если образуемые здания (блоки) не будут отвечать признакам обособленности и автономности, потребуется реконструкция, перепланировка или переустройство дома (например, возведение стен, ликвидация проёмов в стене между домами (блоками), перенос инженерных коммуникаций и т. д.).

Каждое из образуемых зданий (блоков) по признакам должно соответствовать одному из двух вариантов с указанными строительными нормами:

- блок жилой автономный – жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками;

- дом жилой одноквартирный отдельно стоящий – дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании.

Возможность реального раздела жилого дома может подтвердить соответствующая строительная экспертиза, произведённая уполномоченным лицом, обладающим специальными знаниями.

Для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на вновь образованные объекты недвижимости должны обратиться одновременно все участники долевой собственности на исходный объект недвижимости, либо уполномоченные в установленном законом порядке их представители. Также одновременно происходит и снятие с государственного кадастрового учёта исходного (разделённого) объекта и прекращение права общей долевой собственности всех сособственников.

Документами, необходимыми для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, в рассматриваемом случае являются: технический план в виде одного документа, подготовленный в отношении всех образуемых индивидуальных жилых домов (блоков), а также соглашение о разделе жилого дома либо решение суда о разделе жилого дома.

 

 

О Росреестре

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».

 

Контакты для СМИ

 

Макарова Елена Сергеевна

помощник руководителя

Управления Росреестра по Тверской области

+7 909 268 33 77, (4822) 34 62 24

 

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. www.rosreestr.ru

170100, Тверь, Свободный пер., д. 2

В тверском регионе регистрация договоров участия в долевом строительстве набирает обороты

 

А вот ипотеку жители Верхневолжья стали брать на 20% реже.
17 мая на расширенном заседании коллегии Управления Росреестра по Тверской области подвели итоги работы за 1 квартал 2018 года.

 

Как было озвучено в ходе мероприятия, в январе-марте 2018 года всего в Управление поступило 53,2 тыс. заявлений на проведение учётно-регистрационных действий, что на 25% меньше по сравнению с 1 кварталом 2017 года (71,4 тыс. заявлений). При этом на государственную регистрацию прав поступило 36,5 тыс. заявлений (на 36% меньше, чем за аналогичный период 2017 года), на государственный кадастровый учёт –  12,1 тыс. заявлений (по сравнению с прошлым годом показатель не изменился), на одновременный учёт и регистрацию прав поступило  4,5 тыс.  заявлений (в 1 квартале 2017 года - 1,7 тыс.). Общее количество зарегистрированных прав, ограничений прав и сделок с недвижимым имуществом за отчётный период уменьшилось на 32% и составило 35,7 тыс.

 

Что касается видов регистрационных действий, то в январе-марте 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20% снизился показатель по регистрации ипотек жилых  и нежилых объектов недвижимого имущества, а также земельных участков. В 1 квартале 2018 года число зарегистрированных ипотек составило чуть более 4 тыс. Вместе с тем за отчётный период Управлением зарегистрировано 933 договора участия в долевом строительстве, что на 24% больше, чем за аналогичный период 2017 года (751 договор).

 

Кроме того, в четыре раза увеличилось число заявлений на предоставление государственных услуг Росреестра, поступивших в Управление в электронном виде посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и официального сайта Росреестра. В 1 квартале 2018 года количество таких заявлений составило 5,4 тыс. (в 1 квартале 2017 года – 1,3 тыс.). Также почти в шесть раз вырос показатель приёма заявлений по экстерриториальному принципу (с 496 за январь-март 2017 года до 2,8 тыс. за аналогичный период 2018 года).

 

Отдельное внимание на заседании коллегии было уделено показателям по количеству приостановлений и отказов при государственном кадастровом учёте и регистрации прав, которые находятся на особом контроле руководства Управления Росреестра по Тверской области. В 1 квартале 2018 года всего вынесено 4,4 тыс. решений о приостановлении государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта, что на 41% меньше, чем в 1 квартале 2017 года (7,4 тыс. решений). Положительная динамика наблюдается и в количестве отказов в государственном кадастровом учетё: в январе-марте 2018 года принято 484 таких решения, что почти в шесть раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2,8 тыс.).

 

Анализ причин приостановлений и отказов при учётно-регистрационных действиях, который ведётся в Управлении на постоянной основе, выявляет значительную долю ошибок как на этапе приёма заявлений через МФЦ, так и при составлении технической документации кадастровыми инженерами. В целях улучшения качества предоставления государственных услуг и уменьшения количества принимаемых решений о приостановлении региональное Управление Росреестра регулярно проводит разъяснительную работу с кадастровыми инженерами и обучение специалистов МФЦ.


Управление Росреестра по Тверской области

 

 

Дань уважения: тверской Росреестр провёл акцию по благоустройству воинских захоронений


7 мая 2018 года - Накануне празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне Управление Росреестра по Тверской области организовало акцию по благоустройству воинских захоронений, расположенных в ряде районов Тверской области.

 

В рамках данной акции 4 мая специалисты тверского Росреестра провели субботник по благоустройству памятника братской могилы в п. Васильевский Мох Калининского района. В мероприятии большей частью были задействованы представители Молодёжного совета Управления.  С территории памятника убраны прошлогодние листья и мусор, очищены от старой краски и покрашены заново постамент и железное ограждение мемориала, вымыты десять мраморных плит с перечнем имён погибших воинов-земляков.

 

Специалисты Управления Росреестра по Тверской области наводят порядок у памятника братской могилы в п. Васильевский Мох уже второй год подряд. При этом Управление обеспечивает участников субботника всем необходимым инвентарём и краской. Часть инвентаря предоставляется Администрацией п. Васильевский Мох. Кроме того, между Управлением и Администрацией посёлка достигнута договорённость о закреплении шефства над данным мемориалом за тверским Росреестром.

 

Субботники по благоустройству воинских захоронений также прошли в Ржевском, Осташковском и других районах области.

 

 

Росреестр формирует резерв руководящих кадров ведомства

 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) объявила конкурс на включение в кадровый резерв ведомства на должности, относящиеся в соответствии с номенклатурой Росреестра к главной и ведущей группам категории «руководители»*. Участниками конкурса могут стать желающие работать в Росреестре, не только сотрудники ведомства. Финал конкурса планируется провести в конце июня 2018 года в г. Сочи. Победители конкурса получат возможность быть трудоустроенными в Росреестр.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или другой государственной службы, а также информации о трудовой деятельности. Претендентам, которые будут допущены ко второму этапу конкурса, предстоит пройти тестирование по темам деятельности Росреестра, а также индивидуальное собеседование с защитой проекта по теме «Как повысить качество государственных услуг, оказываемых Росреестром, и улучшить работу ведомства». Лучшие проекты, предложенные в ходе конкурса, предполагается использовать при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Андрей Тяпкин: "В Росреестре применяется системный подход в вопросах формирования кадрового потенциала  ведомства. Так, 1 декабря 2017 года состоялось заседание коллегии Росреестра, на которой было принято решение поручить территориальным органам ведомства и филиалам его подведомственных учреждений направлять в центральный аппарат Службы предложения по кандидатурам работников, отличающихся высокими профессиональными навыками и способностями, обладающих нестандартным мышлением, способных реализовывать приоритетные проекты ведомства".

Подробная информация о конкурсе на включение в кадровый резерв Росреестра размещена на сайте Росреестра в разделе «Кадровое обеспечение». Кроме того, информация об общих квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатам, и методах оценки их соответствия этим требованиям размещена на сайте государственной информационной системы в области государственной службы.

*В соответствии с номенклатурой Росреестра к главной группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «руководители» относятся должности: начальник управления и заместитель начальника управления центрального аппарата Росреестра, а также заместитель руководителя территориального органа Росреестра межрегионального уровня. К ведущей группе должностей категории «руководители» - заместитель руководителя территориального органа Росреестра в субъекте Российской Федерации.

 

Более двухсот объектов культурного наследия Тверской области зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости

 

 18 апреля отмечался Международный день охраны памятников и исторических мест.

 

Управление Росреестра по Тверской области сообщает, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о 238 объекте культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных  на территории Тверской области.  Всего в Верхневолжье находится порядка 8 тыс. объектов культурного наследия (около 6 тыс. – памятники археологии, более 4,5 тыс. – памятники архитектуры и истории). Наиболее  известные среди них:

- церковь Рождества Богородицы в с. Городня Конаковского района, (2-я пол. XIV в., 1-ая треть XV в., 1740 г.);

- колокольня Николаевского собора в Калязине (1801 г.);

- церковь Белая Троица в Твери (1564 г.);

- монастырь Нилова пустынь в Осташковском районе (XVIII в.);

- Успенский монастырь в Старице (XVI – XIX вв.);

- Борисоглебский монастырь в Торжке (XVII – XIX вв.);

- Путевой дворец в Твери (XVIII – XIX вв.);

- усадебные комплексы в с. Знаменское-Раёк и с. Никольское в Торжокском районе;

- архитектурный комплекс Морозовского городка в Твери (сер. XIX – нач. XX вв.).

 

В настоящее время Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в Тверской области утверждены территории 223 объектов культурного наследия. При этом в ЕГРН содержатся сведения о восьми территориях объектов культурного наследия регионального значения, среди которых - «Комплекс жилой застройки по улице Жигарева, нач. XIX в.», а также семи охранных зонах объекта культурного наследия регионального значения «Историко-архитектурный комплекс Успенского Желтикова мужского монастыря, XVIII – XIX вв., нач. XX в.».

 

Информация об объектах культурного наследия, территориях и зонах направляется Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области и вносится в ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости».

 

 

 

Заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Елена Ахола: «Установление границ территории объекта культурного наследия является одной из мер государственной охраны и направлено на создание благоприятной среды вокруг объекта культурного наследия,  обеспечивающей сохранность объекта и восприятие его в исторической среде. При этом большое значение имеет наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны. Отсутствие такой информации зачастую приводит к совершению градостроительных ошибок при предоставлении земельных участков органами местного самоуправления, неправомерному вовлечению в оборот недвижимого имущества (прежде всего земельных участков), расположенного в границах территорий объектов культурного наследия,  а также к нарушению требований, запрещающих виды деятельности, которые могут нанести ущерб физической сохранности объекта и его визуальному восприятию».

 

Для справки:

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью. На территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства. На территории памятника или ансамбля разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

 

 

Управление Росреестра по Тверской области